Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных социально-экономических условиях роль и значение системы образования возрастают в связи с перенасыщенностью общества информационными потоками. Потребность людей в обучении, приобретении необходимых навыков и компетенций обусловливает развитие личности и общества в целом. Конституция Российской Федерации определяет как одну из высших человеческих ценностей способность человека учиться и развиваться, познавать окружающую действительность и стремиться к развитию через накопление знаний.
Этот процесс обеспечивается системой образования общества. В данном случае предполагается, что система образования является основным социальным институтом государства, который можно рассматривать как социальный.
С точки зрения личности образовательный процесс важен, поскольку именно от результатов образовательной деятельности напрямую зависит способность человека выполнять различные задачи, быть конкурентоспособности на рынке рабочей силы в условиях быстро меняющихся социально-экономических условий и усиления конкуренции.
Актуальность курса определяется важностью развития образовательной системы в обществе для обеспечения конкурентного преимущества отдельных предприятий и укрепления интеллектуального потенциала конкретного региона или страны, с одной стороны, и повышения образовательного уровня россиян для всеобщего и всестороннего развития их способностей, с другой стороны, личные качества.
Объектом изучения в работе является система образования в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность статистических показателей, характеризующих систему образования в Российской Федерации.
Целью исследования является разработка методологического инструментария и проведение на его основе комплексного статистического анализа системы образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании поставлены и решены следующие задачи:
-рассмотреть понятие и классификацию образования;
-разобрать понятие и систему показателей статистики уровня образования;
-дать характеристику российской системы образования;
-провести статистический анализ уровня образования на примере отдельных регионов;
-выполнить социологические исследования уровня образования;
-выявить проблемы образовательного законодательства;
-разработать пути совершенствования законодательства об образовании.
В качестве статистического инструментария были использованы следующие методы: сводка и группировка, построение обобщающих показателей, дисперсионный анализ, корреляционно-регрессионный анализ, кластерный анализ, а также графический и табличный методы представления результатов исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Независимо от степени развития экономики, религии или политического строя, приоритетом каждого государства является создание условий для гармоничного и всестороннего развития личности. Ответственность за выполнение этой задачи возложена на государственную систему образования.
Система образования - это целенаправленно развиваемый обществом социальный институт, который характеризуется организованной системой социальных связей и норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям социализированного человека [21].
Чтобы лучше понять структуру системы образования, необходимо понимать каждый из ее компонентов в отдельности.
Для начала вам необходимо понять, какое понятие включено в термин «образование».
В узком смысле это процесс обучения, ученичества и воспитания.
Если брать определение в более широком смысле, образование - это среда социальной жизни, которая создает внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения [7].
Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, преподавания, воспитания, самообразования, развития и социализации. Отсюда следует, что образование-это многоуровневое пространство, которое способствует созданию условий для развития и саморазвития.
На сессии Генеральной Конфедерации ЮНЕСКО 2020 года была сформулирована следующая концепция: образование-это процесс и результат совершенствования способностей и поведения человека, что позволяет ему достичь социальной зрелости и индивидуального роста.
Часто под определением образования понимают формирование духовного образа человека, которое происходит под влиянием моральных и духовных ценностей, принятых за эталон в конкретном обществе [1].
Образование-это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором значительную роль играет не столько объем приобретенных знаний, умений и навыков, сколько грамотное их сочетание с качествами личности, умение правильно распорядиться своими знаниями самостоятельной, направляя деятельность на развитие
Система образования в России и в мире определяется как совокупность специфических компонентов, которые находятся в определенных отношениях и взаимосвязях и образуют единое глобальное понятие.
Следовательно, рассматривая образование с точки зрения системы, дается наиболее распространенное определение: "все образовательные учреждения страны, а именно дошкольные, начальные, средние, средние специальные, высшие и послевузовские учебные заведения, а также внешкольные учреждения» [31].
Очень часто система образования рассматривается как модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является создание оптимальных условий для обучения, как активной деятельности субъектов образовательного процесса.
Таким образом, система образования-это структура образовательных и воспитательных учреждений, существующая в национальном масштабе. В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные училища, колледжи, техникумы, внешкольные организации и университеты.
Эта система часто также включает учебные заведения для взрослых и религиозные учебные заведения.
Основой образовательной системы является тип образования, который существует в нескольких:
1. дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
2.начальное (начальное) образование, продолжительность которого варьируется от 55 до 99 лет в зависимости от штата. В России начальное образование рассчитано на девять лет обучения.
3.Средний. Школы со стажем обучения 4-64-6 лет.
4. высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Продолжительность обучения может достигать 77 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. - М.: МАКС Пресс, 2019 - 437 с.
2.Вальдман И. А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта. - М.: Московский центр качества образования, 2019. - 64 с.
3. Вержбицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение - М.: ИЦ, 2019.- 200 с.
4.Давыдова А.Н. Различные подходы к определению качества образования //Качество. Инновации. Образование. - 2021 . -№2. - С. 5 - 7.
5. Дахин, А. Н. Российское образование: модернизация или развитие?/ // Народное образование. - 2020. - № 2. - С. 113.
6. Ефремова Н.Ф. Региональная система оценки качества образования //Педагогика. - 2020. - №7. - С.10-16
7. Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. – М.: ЭКМОС, 2020. - 407 с.
8. Ковалёва Г.С. Оценка качества образования // Школьные технологии. - 2019. - №5. - С.150-154
9. Кучер С.Н. Основные подходы к экспертизе в образовании // Школьные технологии. - 2020. - №5. - С.155-160
10.Ланда Б.Х.Муниципальная система измерения и оценки качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2018. - №3. - С.7-9
11.Лизинский В.М. Критерии, оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом //Завуч. - 2019. - №8. - С.13-23
12. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М.: Пед. об-во России, 2021.-128 с.
13.Ожерельева Т. А. Особенности развития маркетинга образовательных услуг// Международный журнал экспериментального образования. - 2021. - №3. - С.113-115
14.Павлина, С. Ю. Образование без границ // Высшее образование в России. - 2021 - № 4 - С. 146-156.
15. Пушкарева К.А. Комплексное оценивание результатов обучения. // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2020. - №1. -с.99-103
16.Рубин, Ю. Б. Независимость оценки качества образования: критерии, принципы, реалии // Высшее образование в России. - 2021 - № 3 - С. 26-42.
17.Солдунов, А. В. Оценка профессиональных рисков в образовательных организациях // Высшее образование сегодня. - 2021 - № 4 - С. 72-77
18. Соловьев, В. П. Два измерения кризиса высшего образования в России // Высшее образование сегодня. - 2021 - № 3 - С. 2-10.
19. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2022: Стат.сб./ Оренбургстат. - Оренбург, 2022. - 530 с.
20.Тихонов А.Н. Образовательные услуги как инструмент качества образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований -2019. - № 3. - С.94- 96.
21.Трайнов В.А. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования. - М.: Дашков и К, 2019. - 294 с.
22. Тренды современного образования // Ректор вуза. - 2021 - № 2 - С. 12-23.
23. Хвостов Н. Управление качеством образования // Школьные технологии. - 2020. - № 6.- С.23-27
24. Цветков В.Я. Особенности образовательных услуг // Геодезия и аэрофотосъемка. -2021. – №1 - С. 134- 141
25.Экосистемное решение для смешанного обучения // Аккредитация в образовании. - 2021 - № 2 (126). - С. 34-35.
26. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. - М.: Сентябрь,2020. - 128 с.
27. Natal'ya M. Obolyaeva Quality education management based on information technology // European Researcher - 2020 - Vol.(36) - p.2146- 2149
28.Valery S. Efimov and Alla V. Lapteva Higher Education in Russia: Challenges of the XXI Century Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences - 2021 - №1 - 143-154
29. Официальный Сайт ГосКомСтата РФ [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru (дата обращения: 25.11.2022).
30.Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»: Доклад главы муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2022 год и их планируемых значениях на 3-летний период». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kmscity.ru/activity/head-report/ (дата обращения: 25.11.2022).
31.Фищенко К.С. Характеристика показателей оценки отрасли образования // Современные научные исследования и инновации. - 2020. - № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/10/58831